Особняк А. Л. Франка

1898-1900, архитектор В. В. Шауб, Санкт-Петербург, 21-я линия Васильевского острова, 8а

Этот дом — еще один пример неоромантического течения, берущего начало от царскосельской дачи великого князя Бориса Владимировича. Василий (Вильгельм-Иоганн-Христиан) Шауб, архитектурный академик своего времени, активнейший застройщик города на рубеже 19-го и 20-го веков одним из первых представителей петербургского модерна, обратился здесь к традиционному типу фахверковых построек.

Те же прототипы, преломленные сквозь призму нарождавшегося нового стиля, определяли характер целой группы его синхронных работ. Это и несохранившиеся «Русский трактир» и дача И. К. Ялышева на Крестовском острове (1898), особняк К. Ф. Гербера на Покровской улице (1900).

Такие стилевые пристрастия, естественные для архитектора немецкого происхождения, совпали, очевидно, с желаниями заказчика — германского подданного и петербургского предпринимателя Адольфа Франка, который вместе с братом Максом Франком занимался стекольным производством, производством стеклянной мозаики и декоративным остеклением зданий. Строительство особняка на 21-й линии отразило момент поворота петербургской архитектуры от историзма к модерну. Если первоначальный проект, утвержденный в 1898 г., был еще эклектичным, то осуществленное здание определенно несет черты нового стиля. Это в меньшей степени относится к главному фасаду с его «готическими» и «северно-ренессансными» деталями и в большей — к боковой стороне особняка и интерьерам.

пилястр

Главный фасад Г-образного в плане здания так же, как особняк Е. Ц. Кавоса, имеет неравные ризалиты, фланкирующие заглубленную среднюю часть в три оси. Центр второстепенен по сравнению с боковыми звеньями, которые увенчаны треугольными щипцами, первоначально — с фахверковой конструкцией. В композиции использован прием контрапоста: левый ризалит дополнен выступом на уровне первого этажа; справа наоборот — нижняя часть прорезана глубокой арочной нишей портала, над которой нависает трехгранный эркер. Внутренняя структура организована без принудительных осей по принципу функциональной целесообразности. Зал почти слит со столовой, раскрытой во двор граненым остекленным выступом. Внутренняя стена парадной лестницы прорезана большими проемами. Здесь наметилась тенденция к интеграции и перетеканию пространств, которая станет одной из ведущих в архитектуре модерна.

В доме Франка новый стиль заявляет о себе прежде всего тягой к свободной планировке и ритмическому разнообразию фасадов, к очищению внешней формы. Особенно интересна в этом отношении боковая сторона здания.

столовая

Опережающее развитие декоративного искусства по сравнению с архитектурой проявилось во внутреннем убранстве и обстановке особняка, представлявших собой законченный художественный ансамбль в духе раннего модерна, почти полностью утраченный. Богатство бегущих, змеистых, сплетающихся линий, пышных, ритмичных флоральных узоров, переливчатая многоцветность стекла и керамики создавали эмоционально насыщенную среду, приподнятую над повседневностью. Изощренным декоративизмом отделки была отмечена даже ванная комната. В погоне за стильной новизной модерные черты были чрезмерно сгущены, доведены до салонной приторности.

И, вместе с тем, здесь получил убедительное воплощение новый метод стилизации формы, основанный на обобщении цветовых пятен, ритмизации композиционного строя, самоценности линии и контура.