Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.
Памятник японской культуры недалеко от Киото
При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» — один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.
Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.
Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.
Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.
Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.
Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.
Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…
Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.
«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.
К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?
Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.
Но все оказалось намного прозаичнее…
Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.
Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.
Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.
Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».
Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.
Людмила Максимчук
поэтесса, писательница, художница,
Член Союза писателей России, Московской городской организации
E–mail: ludmila@maksimchuk.ru
Персональный сайт: http://www.maksimchuk.ru/
НА КАВКАЗЕ, В ОКРЕСТНОСТЯХ СОЧИ. КАМНИ ЛОО
К циклу фотоколлажей «Каменный век. Лоо, 2007»
В августе 2007 года мне довелось отдыхать на Черноморском побережье Кавказа, в окрестностях Сочи, в небольшом поселке Лоо. Отдохнула так себе, зато привезла оттуда увесистый мешочек камней, какие в изобилии рассыпаны по многочисленным пляжам. Камушки, самые обычные на первый взгляд, показались очень занимательными, то есть они сами являлись картинами и более того. Оказавшиеся рядом отдыхающие, которые не обращали на камни никакого внимания, обнаружив мою заинтересованность, стали выискивать любопытные экземпляры и приносили их мне. Я не отказывалась и складывала подарки в общую копилку, разбиралась потом. Дома начала работать над созданием необычных для себя картин, подчеркивая на камне рисунок, обозначенный природой – немного фантазии, побольше терпения, и, конечно же, возможности компьютера…
* * *
Вот и камни! Разбросаны на берегу
Разноцветными капельками-леденцами.
Камни манят к себе, как цветы на лугу;
Мне хотелось бы каждый потрогать руками,
И с другими сравнить, и в руках подержать,
И рассматривать медленно, словно читая…
Камни могут подробно, без слов рассказать
Всю историю древнего горного края.
…Солнце тысячи лет их палило и жгло,
Ветер сталкивал в море, а волны дробили.
Разве выдержат это фарфор и стекло?!
Только камни способны противиться силе.
Только сила камней не сдавала пескам
Пирамиды, утесы, предгорья и скалы.
Камни двигались сами по материкам,
Превращались то в крепости, то в перевалы,
То ссыпались с высот, то стояли стеной,
То маячили знаками важных событий –
Неизменные спутники жизни земной,
Неисчерпанный кладезь грядущих открытий.
Открывая их мир – открываем в себе
Устремление к дальним, незримым границам,
Поднимаемся ввысь, доверяясь судьбе,
Подражая в полёте диковинным птицам.
Опускаемся ниже – и берег лежит
У подножий камней, возрастающих круто.
Камни прочно стоят. Только время бежит
И не может те камни догнать почему-то!
Февраль 2008 г.