Готический собор в Гусе-Железном (Троицкий собор в посёлке Гусь-Железный (1802—1868) В России часто встречаются названия населенных пунктов, говорящие об основном занятии их жителей. Вот и на реке Гусь, что течет через Рязанскую и Владимирскую области стоят город Гусь-Хрустальный и поселок Гусь-Железный. И если про город, известный тем, что его жители до сих пор продают в мимо проходящих поездах продукцию стекольного завода, многие слышали, то про поселок, кроме местных жителей мало кто знает.
И быть бы ему ничем не примечательным селом, таким же, как соседние, если бы не одна из построек, привлекающая любознательных туристов. На берегу реки, возвышаясь над крышами, стоит огромный собор, непривычных для Центральной России очертаний.
Высокие стены, два ряда узких стрельчатых окон, необычная форма купола, сдвоенные колонны – все это наводит на мысли не то об английских аббатствах, не то о средневековых европейских крепостях. Знатоки архитектуры называют такой стиль псевдоготическим, выделяя среди деталей отделки элементы классицизма и барокко. Но и на несведущего зрителя собор производит впечатление, прежде всего своими размерами.
На первый взгляд он кажется непропорционально узким. Но если подойти ближе, это ощущение исчезает. Невольно возникает вопрос, откуда в российской глубинке взялся такой храм, словно перенесенный сюда из Западной Европы.
Имени архитектора, к сожалению, точно установить не удалось. Некоторые поговаривают о том, что стиль похож на тот, что использовал Василий Иванович Баженов, русский архитектор и масон.
Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Из зданий, авторство которых приписывается ему, сохранились, пожалуй, только Дом Пашкова и мост в усадьбе Царицыно в Москве, да Михайловский замок, где Баженов значится как один из архитекторов.
К тому же начало строительства Троицкого собора в Гусе-Железном было начато спустя несколько лет после смерти этого основателя стиля русской псевдоготики. Но одно известно совершенно точно.
Заказчиком строительства был Андрей Родионович Баташев, представитель рода, основавшего несколько чугунолитейных заводов во Владимирской и Нижегородской губерниях.
Интереснейшая личность, он известен как последователь идей масонов, что и объясняет выбор столь необычного для Центральной России архитектурного стиля.
Кроме огромного собора, в Гусе-Железном была выстроена усадьба, включавшая кроме господского дома различные дворовые постройки и сады, тюрьму и небольшой зверинец. О последних ходили слухи, что в них жестоко расправлялись с провинившимися крепостными. Впрочем, быт братьев Баташевых описан и в литературе.
Романы «В лесах» Мельникова-Печерского и «Владимирские мономахи» графа Салиаса, дают представление о том, чем жили промышленники. После смерти Андрея Родионовича, о точной дате которой нет достоверных сведений, его наследники долго делили полученное имущество. Но, постепенно месторождения железной руды истощились, производство прекратилось.
Сегодня в поселке уже ничего не напоминает о железоделательном заводе, кроме названия, да чугунных плит, которыми вымощены площадки у входов в собор. А необычного вида храм стоит, как памятник той безвозвратно ушедшей эпохе, с ее тайнами и легендами.