История моды на фигуру и образ от худобы к полноте

Есть научные теории, доказывающие, что история развивается по спирали. Это касается истории отдельно взятого общества, государства и человечества в целом. Понятие «эталон красоты» тоже имеет свою историю, которая началась, пожалуй, с момента появления человека на земле. Изучив теорию эволюции «красоты», можно сделать вывод, что история движется не по спирали, а по кругу.

>Причем, замкнутому. Каждой эпохе были присущи свои взгляды на красоту, и ее олицетворение – Женщину.

Основой для формирования тех или иных представлений о красоте, служили социальный строй, представления о морали и духовных ценностях общества. Эти шаткие в нашем мире понятия и определяли, что должно волновать, восхищать и называться «красотой». Основа достаточно зыбкая, и неудивительно, что все, основанное на ней постоянно менялось, иногда доходя до крайностей.

Палеолитические Венеры

Так называют статуэтки в форме женских фигур, найденные археологами и датируемые каменным веком или около того. Они все изображают женщин полных, с очень большой грудью, бедрами и животом. Часто без головы, или без лица, но, что поделать, не для того время было. Пока часть адептов науки выясняют, что же именно означают эти первые проявления творчества, другая часть решила, что именно в таком виде представлялась древним идеальная женщина.

drevn-kras

Если представить условия, в которых жили люди в те незапамятные времена, то такой «эталон» вполне себя оправдывает.

Полные женщины зачастую более сильные, выносливые, легче вынашивают и рожают детей. Что еще нужно, если речь идет о выживании вида.

Тут не до эстетики, в нашем, возможно, искаженном ее понимании, по крайней мере. Хотя, символом изобилия и плодородия даже сейчас является женщина, как минимум округлая. Так что, с нашей генной памятью ничего не сталось.

Древний Египет

Следующая эпоха, оставившая потомкам не только массу неразгаданных тайн, но и культурное наследие, в достаточной степени дающее представление о женщинах, красоте и определенным ее «канонам». Практически все изображенные на фресках девушки достаточно стройные, с небольшой грудью, длинными ногами, широкими плечами, узкими бедрами и развитой мускулатурой. Обязательное условие – длинная шея, пухлые губы, густые черные брови и большие, выразительные миндалевидные глаза, которые подчеркивались «подводкой» из сажи или других природных красителей.

68dce8f89a3ef473333726fbd0d05d2d

Можно по разному относиться к этому периоду в истории человечества, ведь имели место и рабство, и жестокая борьба за власть, и странные языческие культы, но, с точки зрения истории эволюции отношения к красоте, и средств ее поддержания, Египет оказал просто неоценимую услугу всем современным женщинам.

Никогда до этого женщины не уделяли своей внешности столько внимания и не использовали для этого такое количество косметики. Эпиляция, парики, помада, лак для ногтей, подводка для глаз, кремы, духи и, все это впервые появилось там, и активно использовалось египтянками для ухода за собой.

Древняя Греция и Рим

Это время возведения красоты тела практически в религиозный культ. Оттуда родом не только многие науки, но и понятие эстетики и гармонии. Во времена Олимпийских богов и олимпийцев идеалом красоты была

Венера Милосская. Статуя изображает грациозную женщину невысокого роста – 164 см и с параметрами, близкими к современным – 86-69-93 см.

У нее широко поставленные глаза, прямой нос и невысокий лоб. Греки пытались применить научный подход и к поиску идеала красоты, главными критериями которого были гармония и пропорциональность.

Между глазами должно было быть расстояние, как минимум, по величине одного глаза, а губы в полтора раза больше глаза. Действительно красивое лицо, по мнению греков, можно было разделить на три равные части — по верхнему надбровному краю и кончику носа.

Волосы у большинства статуй собраны в узел или пучок, который до сих пор пользуется популярностью. Эталоном красоты считались блондинки с голубыми глазами и формами Венеры-Афродиты. Декоративную косметику гречанки тоже использовали, но, не в таком изобилии, как египтянки. В моде была естественная красота, которая ценилась, как величайший дар богов.

e4a763894b9d22c7f39779c6f3bf93f1

Величайшая империя всех времен свои представления об идеальной женщине основывала на идеалах древних греков. Правда, со временем, «идеал» немного округлился, особенно в области бедер. Прически стали гораздо сложнее, использовались разные виды завивок и обесцвечивание волос, поскольку «в моде» все еще оставались блондинки.

43407b056dfc36430a0333df30b51316

Средневековье

Красота, на протяжении всей истории человечества оценивалась согласно культурных, духовных и мирских приоритетов в определенный период времени. В средние века политической доктриной, регулятором жизни, идеологии и этики, а так же формой самосознания и самосознания в обществе стало христианство.

62cc6dc91d2e73cec6e891b18da7f66f

Сделав идеалом женщины бледное до эфемерности худосочное существо, закутанное «по самые уши» в несколько слоев одежды и проводящее все свое время в посте и молитве. Лицо без тени косметики, которая считалась происками дьявола.

Природная красота лица и тела считалась постыдной и греховной, данной тем же дьяволом, чтобы вводить в искушение добродетельных христиан. За красоту можно было поплатиться жизнью, искупая этот «грех» на костре инквизиции.

Эпоха Возрождения

Та же история подтверждает и тот факт, что бесконечно удерживать разум и дух человека, под рясой или какими бы то ни было еще давлением, невозможно. Бурное развитие искусства, науки и техники в 14-16 веках это очередной раз доказало. Общество тоже изменилось, а вместе с ним и отношение к женской красоте.

На потрясающих своим мастерством, игрой света и красками полотнах Рембрандта и Тициана изображены прекрасные девушки со здоровым румянцем, лебединой шеей, рыжими или светлыми кудрями и соблазнительными округлостями. Воплощение красоты эпохи Ренессанса – Симонетта Веспуччи. С нее писали картины ди Козимо и Боттичелли, в частности «Рождение Венеры», которую изображала Симонетта.

1b3e86f2ffb9a571108d863a1f3a77b9

Со временем барышни становились все более округлыми во всех местах. Во время перехода от Возрождения к Просвещению пользовались популярностью пышнотелые женщины.

rembrandt

Даная, Рембрандт

Венера у зеркала, 1615, Рубенс

Венера у зеркала, 1615, Рубенс

Барокко

a309cd39306f1f5b378de702dbf2216d

Идея Ренессанса о гармоничной, грандиозной универсальной личности терпит кризис. Понимание многосложности мира, его противоречивости и драматизма бытия, привело к сложности форм, пышности и величавости. Как обычно, не без «перегибов». Идеальная женщина – пышнотелая, статная, величавая и манерная. Ни капли естественности: в моде белила, корсеты, парики, сложные костюмы и еще более сложные прически с дополнительными прядями на каркасах, высота которых превышала полметра.

481153bc67fa1f1e6aed2e5755384fe0

Рококо

Период галантности и меланхолического изящества, попыток укрыться от реальности среди пасторальной идиллии в компании очаровательной пастушки. А «пастушка», как собирательный образ всех наиболее востребованных в этот период прелестей, была действительно очаровательна. Умеренная округлость форм, особенно в районе плеч, небольшая грудь, милое нарумяненное личико с мелкими чертами лица, обрамленное светлыми или рыжеватыми кудряшками, напоминающее лица фарфоровых амурчиков. Выражение кукольного лица непременно игривое и кокетливое, с надутыми капризно губками и томным взглядом.

В моде, после преувеличений барокко, все миниатюрное.

Фрагонар, Буше

Фрагонар, Буше

Классицизм эпохи Просвещения

Став достойным продолжением Возрождения и Барокко, эпоха Просвещения принесла возвращение к эстетическому и этическому эталону античного искусства. Естественность снова входит в моду, и это выражается отказом от засилья париков, невообразимых причесок, костюмов, белил и румян. Ушли в прошлое платья на каркасах невероятных объемов, и вернулись «античные» силуэты с плавными линиями. Небольшое количество косметики, правильные черты лица и приятная округлость тела снова в моде. Главное отличие от предыдущих идеалов, которое особенно выразилось в живописи – мода на темные волосы.

Энгр Жан Огюст Доминик

Брюллов, Энгр Жан Огюст Доминик

William Clarke Wontner

William Clarke Wontner

Романтизм

Ставшие более естественными в период Просвещения, женщины снова отразили состояние и настроения общества, которому, при бурном развитии промышленности, захотелось обратиться к самоценности духовной и творческой жизни личности, бунта и страстей. В образе красавиц эпохи Романтизма чувствуется отголосок идеалов средневековья. С одним только отличием, в прошлом барышни должны были изводить себя молитвами, постами и покаянием, поэтому выглядели худыми, бледными и отрешенными от мира сего.

А в конце 18 века, красивыми считались красивыми девушки примерно такой же наружности, но не от чтения молитв, а художественной литературы. Тонкая фигура и тонкая душевная организация, которая подчеркивалась одухотворенным меланхоличным выражением лица, влажными глазами с темными кругами, корсетами и способностью плакать над стихами или уноситься в воображаемый мир иллюзий от суровой действительности, стали эталоном красоты в этот период, у которого есть еще одно определение – культ болезненной женственности.

Наталья Гончарова (Пушкина) Брюллов, Франческо Хайес

Наталья Гончарова (Пушкина) Брюллов, Франческо Хайес

Во второй половине 19 века описанный образ несколько уплотнился телесно и психически. Округлые плавные линии силуэтов, тела, пышущие здоровьем и естественным румянцем. В моде образ скромной госпожи, хорошей хозяйки и матери.

К концу века, с развитием промышленности, усилилось влияние буржуазии. В том числе на моду и красоту. Изящество и утонченность уступили место блеску и декоративным деталям.

XX век представляет

идеалы эталоны красоты известный график фото героини красоты параметры фигуры идеалы как менялись идеалы фигуры женской

20й век принес эстетический протест интеллигенции сытой буржуазии и эмансипацию. Эталон красоты снова худеет, приобретая угловатые черты подростка с узкими бедрами, маленькой грудью и короткими прическами. В почете одинаково и блондинки и брюнетки, с томными взглядами обильно накрашенных глаз, полные трагизма и загадочности, окруженные облаками дыма из полуметрового мундштука.

aaf084edb5490db4dd633e54b5f0b06a

Относительно мирный период, когда Европа пережила одну войну, но еще не вступила во вторую, характеризуется активным процессом борьбы за права женщин и модной революцией Коко Шанель. В результате, индустрия моды и красоты приобрела промышленные масштабы и стала культом, приобщиться к которому, в той или иной степени старалась каждая женщина.

Длина и ширина платье стремительно уменьшались, открывая взглядам все больше прелестей, химики взялись за изобретение духов и косметических средств, призванных сделать женщину еще привлекательнее. Все это набирало такие обороты, что идеалы красоты, державшиеся раньше десятками, а то и сотнями лет, стремительно менялись, как рисунки в калейдоскопе. Каждое десятилетие утверждало свой эталон красоты.

30е годы снова возвели на пьедестал блондинок с короткими стрижками, однако теперь они стали более женственными, округлыми и естественными.

Вторая мировая война привнесла свою лепту в женский образ. Мужские костюмы, мужская работа, необходимость поднимать жизнь из руин, сделали женщин сильнее и выносливее. Стало не до косметики и моды.

a3db17017b22eb356cb6dd3a884c98a7

Но женщина всегда остается женщиной, поэтому, как только затянулись физические, эмоциональные, культурные и экономические фронтовые раны, они вздохнули свободнее и готовы были заняться собой.

идеалы эталоны красоты известный график фото инфографика как менялись идеалы фигуры женской

50е годы стали триумфом женственности, которую можно было демонстрировать. Юбки скукоживались с каждым показом мод на несколько сантиметров. Вернулись корсеты, которыми стягивали талию до «осиных» параметров. Высокая объемная грудь, тонкая талия и округлые бедра: женщина с фигурой «песочные часы» идеал красоты в середине прошлого века: Софи Лорен, Мерлин Монро.

06862650396cd9a19a8d5313ec6583f3

79e73be1f49319be97983f0f7337aca5

70е годы снова принесли революцию, только другого характера. Секс, наркотики и рок-н-ролл повлияли на представления о красоте, бунтующей против общественных норм и устоев, сделав моду «общедоступной» и вызывающей одновременно. Появление на подиуме эпатажной коллекции 70х DESTROY со свастикой и нецензурщиной Вивьен Вествуд поддержала молодежь, принявшая «на ура» новый стиль подростка-сорванца. Худоба и андрогинность, рваный деним и вызывающий боевой раскрас, вот что было на пике популярности в годы сексуальной революции.

Твигги

80е годы стали периодом преклонения перед высокой, но не угловатой, здоровой естественной красотой женщины с выраженными мышцами. Этому способствовало увлечение аэробикой, финтесом и вообще спортом.

4e38bacde140a855f9e986873cb0fed9

Женщины становились более уверенными в себе, старались реализовать себя на работе. Носили костюмы с выраженными подплечниками, дополняющими образ уверенной в себе сильной женщины. Эти качества олицетворяли собой кумиры того времени – Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кемпбелл.

8973edc73450eb0f892ec03bd6cc5d5f

cd4419149a92edb59bbe2084fa5dda1f

6613aadce5ebd0248eeea1950a618373

90е-2000е годы стали культом дистрофии. С выходом на подиум угловатого подростка Кейт Мосс, мир снова признал эталоном красоты худышек.

Кейт Мосс, Кира Найтли

Кейт Мосс, Кира Найтли

Экстремальная красота

Понятие эстетики и красоты воспринимается настолько по разному, что некоторые «эталоны» просто не укладываются в голове. Например, женщины «жирафы» из Бирмы, которые носят с детства на шее медные кольца, чтобы удлинить ее до 20-30 см. Женщины племен мурси из Эфиопии растягивают губы и мочки ушей до невероятных размеров. Индейцы Амазонии раскрашивают лица красителями из травы или крови животных.

Маори из Новой Зеландии эталоном красоты считают синие татуированные губы и подбородки. Есть племена Гвинеи, где у красивой женщины соски должны быть на уровне талии. Для мавританцев, как для многих жителей Азии, красавица должна быть обязательно упитанной. И чем больше, тем лучше. Любимые наложницы Чингисхана были почти все с кривыми ногами. Есть народы, где приветствуется растительность на теле.

И все вышеперечисленное кому-то нравится. А на кого-то наводит ужас. Человек очень разный и полный противоречий даже в восприятии красоты, которая определяется как гармоничное сочетание аспектов, вызывающих у наблюдателя эстетическое наслаждение.

da0f87c59fdb4bf7fafcaa06e3268fe7

a1113947108dff742bcc7739862f646b

e10dd70a715aa9af35104390d838fa6d

На каждое несоответствие красоте, или вашему представлению о ней – находится ценитель, возводящий в идеал то, что другим кажется откровенно уродливым.

21 век только начался, и выделить четкие каноны современной красавицы достаточно сложно. Как вариант, потому, что их нет. Можно сказать, что идеалы женской красоты XXI века — Анджелина Джоли, одна из основательниц бохо-шика Кейт Мосс, а также известные актрисы сестры Олсен. Вы можете выглядеть как угодно, и ни у кого это не вызовет благоговейного ужаса, как например в случае, если бы современных девушек увидели во времена инквизиции или романтизма. Можно только сказать, что андрогинность и дистрофия уже не в почете. Современная женщина должна быть здоровой и естественной, средней комплекции, без перегибов в излишнюю худобу или рыхлость. Ухоженной и аккуратной. Образ красивой женщины для нас связан уже не только с внешними данными, а с характером и внутренним миром.

Уверенность в себе, самодостаточность и самореализация, психологическая устойчивость и харизма. Вот качества, без которых признанная красавица превращается в пластиковую куклу, а женщина не соответствующая «эталонным» параметрам добивается признания и успеха. Потому что красота не только в определенных размерах внешних форм, но в сочетании их с внутренним содержанием.

А каноны красоты, как и мода, весьма переменчивы. Стоит ли фанатично стремиться соответствовать им? Лучше просто любить себя, вне канонов, эталонов и чьих-то представлений о красоте. Тогда точно появится тот, кто посчитает именно вас своим каноном красоты.

Ольга Холодкова