Балийский кукольный театр теней – вид традиционно мужской работы на индонезийском острове Бали.
В театре, также называемом Ваянг (Wayang), используются марионетки, прикрепленные к стержнями и перемещаемые в затемненной комнате за освещаемым экраном. Кукольный театр теней существует очень давно, его история занимает важное место в истории Индонезии, ссылаясь на записи, относящиеся к 930 году нашей эры.
Ваянг голек и ваянг кулит в балийском театре марионеток
В кукольном театре теней наиболее популярны два типа марионеток – ваянг голек (wayang golek) и ваянг кулит (wayang kulit).
Марионетки голек (golek) достигают в длину три метра, вырезаны из дерева и управляются с помощью нескольких стержней. Эти куклы, как правило, красиво покрашены, хотя это не заметно через экран.
Куклы ваянг кулит (wayang kulit) более распространены на Бали, сделаны из кожи и управляются с помощью стержней из рогов буйвола. Создание кукол – процесс трудоемкий и сложный, который может занять около месяца.
Большинство сюжетов в балийском кукольном театре теней взяты из двух основных индуистких текстов – Рамаямы и Махабхараты.
Выступления проводятся в празднование крупных мероприятий, а также во время религиозных подношений богам. Спектакль в театре может длиться несколько часов, в которые люди могут поесть, попить, поспать, войти и выйти из театра по собственному желанию.
Действия часто прерываются на комедийные интермедии с особыми видами кукол – клоунами, так называемых Пунакаван (Punakawan), юмор сценок довольно грубоват.
Сюжет историй, популярных в ваянг, часто сосредоточен на главном герое, который хочет выполнить свою дхарму.
В индуисткой философии дхарма является центральным понятием, которое предполагает, что каждый человек имеет обязанности или обязательства, предназначенные для выполнения в жизни. Пьесы, показываемые в кукольном театре теней, служат как напоминание о наградах и опасностях взаимодействия с дхармой, а также как рассказывают о почитании легендарных личностей индуизма, которые всю свою жизнь посвятили стремлению исполнить свои обязательства.
Кукловоды ваянг
Куклами руководит мастер кукольник, называемый даланг.
Большинство даланг – мужчины, которые в течение многих лет тренируются в освоении своей профессией. Во время спектакля, даланг сидит за экраном, сделанным из хлопка для представлений.
Устройства сцены балийского театра кукол
Над его головой висит источник света – традиционные лампы, заполненные кокосовым маслом. Прямо перед ним находится дибог (debog), рыхлое деревянное полено, в которое устанавливаются куклы, тем самым давая возможность удерживать их на месте.
Справа от даланг находится сундук с интересной резьбой, в котором хранятся все куклы. Как почитаемые боги и священные индуистские личности, куклы считаются священными и требуют к себе предельно бережного отношения. В зависимости от типа марионеток должны быть соблюдены определенные традиции. В начале каждого представления в кукольном театре теней в центре экрана показывается дерево жизни, называемое gunagun или Kayon. Куклы, представляющие благородных или королевских личностей, никогда не должны быть опущены ниже уровня головы даланг.
Культурное значение театра ваянг
Кукольный театр теней имеет огромное духовное значение на Бали и в Индонезии. Как полагают, даланг имеет специальные силы, как у индейского шамана, в том числе способность исцелять или изгонять зло. Люди, которые посещают представление в кукольном театре теней, на время получают защиту от злых духов и опасностей.
Выступление ваянг – это не только пересказ исторических эпопей. Некоторые даланг используют персонажи Пунакаван (Punakawan), чтобы связать традиционные истории с текущими событиями, относящиеся к обществу.
Эти персонажи – клоуны, которые представляют идею в комичном виде, надеясь предотвратить любые или политические разногласия.
Часто, особые представления ваянг проходят в трудные времена или во время потрясений в надежде, что даланг могут помочь разрешить ситуацию и восстановить равновесие в обществе.
Freemasons