«Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что-нибудь любить, и, за неимением более достойных предметов для этого чувства, я находила радость в привязанности к облезлой, дешёвой кукле, скорее похожей на маленькое огородное пугало. Теперь мне уже непонятна та нелепая нежность, которую я питала к этой игрушке, видя в ней чуть ли не живое существо, способное на человеческие чувства. Я не могла уснуть, не завернув её в широкие складки моей ночной сорочки; и когда она лежала рядом со мной, в тепле и под моей защитой, я была почти счастлива, считая, что должна быть счастлива и она» Ш. Бронте. «Джейн Эйр»
«Дед Фелиции рассказывал внучке, что кукла не принадлежит к миру живых, но и к миру мертвых – тоже. Промежуток, грань, обоюдоострый нож. Поэтому кукле разрешено делать то, что запретно и для людей, и для вещей. Выходить за пределы ограничений, положенных материи. Объединять возможное с невозможным. Каким образом? – зависит от мастерства кукольника» Генри Лайон Олди. «Кукольных Дел Мастер»
Первые 10 лет жизни современной девочки сложно представить без кукол. Это первые детки – пупсики, которых нянчат и возят в колясочках. Первые подруги, так похожие на настоящих девочек, которых можно расчесывать и переодевать, развивая задатки собственной женственности. Иногда эти куклы проживают с хозяйкой всю жизнь, уже не в детской, а на чердаке или в кладовке. Почти у каждой из нас найдется кукла, которую мы помним и дорожим ею, как самыми теплыми и светлыми воспоминаниями о детстве.
Куклы стали настолько неотъемлемой частью жизни детей и даже взрослых, что кажется, будто они существовали всегда. В определенном смысле, это так и есть. Правда, выглядели они совсем иначе, использовались для других целей, но, тем не менее, куклы сопровождали человека еще с доисторических времен.
Ранние куклы нашей цивилизации
До того, как обрести свой нынешний облик, с чертами лица, прической, фигурой, одеждой и аксессуарами, кукла прошла не менее короткий путь через время, чем человеческая эволюция. Наблюдая даже за современными детьми, сложно не согласится с историками и археологами, которые предполагают, что первыми игрушками в доисторические времена были камешки и деревяшки, напоминающие формой животных, людей или предметы быта.
Даже специалисты не могут точно сказать, когда именно древний человек стал целенаправленно придавать природным материалам форму человеческих фигурок. Первая фигура с выраженными чертами лица из кости мамонта была найдена на раскопках в Чехии. Ее возраст составляет 35-30 тыс. лет
Можно ли сказать, что история кукол началась 30 тыс.лет назад? Вероятно. Но, есть находки, с возрастом в 500-230 тыс.лет. Они более примитивны, но, тем не менее, отчетливо напоминают фигуры людей.
Откуда эти фигурки получили свою форму? Это творение природы или осознанные действия древнего человека? То, что их нашли около поселений, говорит о потребности человека воссоздавать или искать уменьшенные подобия себя и придавать им определенные черты, ассоциируя с собой или своими представлениями о себе в мире.
Что считать датой появления первых кукол?
Время, когда человек благодаря развитию интеллекта и орудий труда смог из подручных материалов сделать фигурку, похожую на себя, или время, когда человек испытал потребность иметь что-то напоминающее себя и наделенное определенным смыслом или силой? Если за точку отсчета принять второе, то возраст кукол гораздо больше, чем мы можем вообразить.
Олицетворение человека в виде куклы изначально не было предназначено для игры и развлечения детей. Первые куклы были ритуальными предметами, наполненными сакральным смыслом. Это была реализация представлений человека о высших силах, о предках, они служили оберегами, защищавшими от злых духов.
Понятие ритуальной куклы и куклы оберега до сих пор существует в разных странах на всех континентах.
Изобретение ткаческого станка и ткани, так же, как и первобытных инструментов, коснулось создания кукол. Первые находки, связанные с плетением ткани, относят к 5 веку до нашей эры. А найденная на раскопках древнеримская кукла из полотна и соломы, датируется 4-3 вв.до нашей эры.
Египетская цивилизация по праву считается одной из более развитых в древнем мире. Это сказалось и на изготовлении кукол. Производство фигурок из фаянса, дерева и металла стало ремеслом. Куклы все еще использовались в обрядах и ритуалах, но уже были фигурки людей и животных, предназначенные для игры. Древние египтяне первыми использовали большие куклы-марионетки для публичных выступлений. Это были постановки из жизни богов, которые показывали на праздники, а поскольку человек не мог изображать божество, для этих целей использовались большие куклы на простых шарнирах с привязанными нитками, за которые тянул кукловод. Для игр создавались плоские фигуры с головой и руками, но округлые внизу.
Так же, среди археологических находок встречаются подвижные фигурки животных с колесиками вместо ног. В гробницах фараонов и других особ высшего класса встречаются куклы, наиболее близкие к фигуре человека. С волосами, нарисованными глазами и губами.
Античность, со своими высокими стандартами красоты, развитием и эстетикой усовершенствовала фигурки, дав им возможность двигаться. Древняя Греция и Рим известны шарнирными куклами, близкими к человеку не только фигурой и чертами лица, но и возможностью шевелить конечностями. Куклы с суставами на шарнирах до сих пор популярны и являются отдельным направлением в изготовлении игрушек. Кроме подвижных кукол из дерева с простыми соединениями, которые продавались без одежды, делались различные глиняные фигурки людей и животных, которые после обжига расписывались красками.
Так же использовались дорогой материал — слоновая кость, тщательно детализировались лица. На смену сакральному смыслу и примитивным формам пришла натуралистичность и эстетика. Есть предположение, что знатные римляне отправляли в провинции кукол с одеждой, демонстрирующей столичные вкусы и моду.
Темные и смутные средние века стали такими и для кукол. Вместо усовершенствования форм и материалов пришел упадок. Времена феодального строя не способствовали развитию искусства в целом, и кукольного дела в частности.
С 14 века куклы становятся прототипами манекенов и начинают свое перевоплощение в произведения искусства. Их используют для демонстрации дамам новых нарядов. Используя кукольное платье как образец, можно было заказать у портнихи модный столичный наряд на себя. Лица и фигуры кукол все еще вырезались из дерева или лепились из глины.
Новые лица куклы получили с освоением в Европе сразу нескольких новых техник: изготовление папье-маше, которое пришло из Китая, воска, подходящего для изготовления кукол и фарфора. С 17 века начинается «золотое время» для кукол.
Куклы-модницы, названные «Пандоры», с 18 века стают действительно прекрасными, дополненные модными дорогими нарядами известных портных. Воск, благодаря своей полупрозрачности и цвету наиболее близок к человеческой коже, чем все используемые ранее материалы. Восковые куклы прекрасны, но из-за непрочности материала их легко повредить или просто перегреть. Кукла — все еще модный элемент декора богатого дома, а не детская игрушка. Следующим витком в эволюции кукол стало освоение производства фарфора.
Символ 18 века – механическая кукла. Оживлять игрушки стали в Европе и Азии. Самые известные экземпляры создали часовщики — отец и сын Дро. Три куклы, состоящие из тысяч механических деталей, поражают реализмом и точностью движений. Рисующий и пишущий мальчики, пианистка, эти куклы работают до сих пор, не смотря на возраст в 250 лет.
Японские двигающиеся куклы — «каракури» также демонстрирую невероятные достижения механики в 18 веке. Знаменитые писец, воин и слуга выполняют сложные и точные движения не хуже современных роботов.
С 19 века восковых красавиц потеснили куклы с головками из фарфора.
Бисквитный, или неглазированный фарфор с пористой структурой придал кукольным лицам еще большее сходство с человеческой кожей.
Во Франции кукла впервые получила одухотворенное детское лицо, гардероб и аксессуары. Раньше, куклы были уменьшенными копиями взрослых женщин, но мадемуазель Уре создала первую куклу-ребенка, с максимально реалистичными пропорциями и милыми детскими лицами. Ей удалось наладить первое производство в середине 19 века и сразу же завоевать огромную популярность, как среди взрослых, так и детей. Куклы были все еще дорогие, но уже не настолько хрупкие, как восковые, их могли себе позволить не только члены королевских семей и знати, но и зажиточные буржуа. Желание сделать куклу предметом игры, удобным для ребенка, привело к созданию небольших красавиц с гуттаперчевыми телами, фарфоровыми лицами, ножками и ручками.
Благодаря этому их можно было легко переодевать и удобно играть.
Фарфоровые куклы
Действительно доступными и прочными куклы стали с изобретением нового материала – целлулоида. Он не настолько твердый, как современные пластики, но игрушки из нового материала одарили кукол несколькими преимуществами – прочностью, невысокой ценой и влагоустойчивостью. Можно только представить восторг юных барышень от того, что детками-пупсиками можно смело играть и даже купать их! С тех пор пупсы мало изменились по форме, с развитием химической промышленности в послевоенные годы, стали меняться только материалы – резина, каучук, полиэтилен.
В конце 50х годов 20 века американка Рут Хэндлер решила, что засилие пупсиков это хорошо, но после 4-5 лет девочки теряют к ним интерес. Им надоедает возиться с малышами, но альтернативы в виде куклы постарше, например, подростка – нет. Так началась история самой популярной современной игрушки – куклы Барби. Первые экземпляры Барбары не были похожи на подростка, скорее на взрослую женщину с изобилием макияжа и прической. Поэтому кукла несколько раз модифицировалась, чтобы придать ей подростковый вид, но все равно, Барби скорее похожа на взрослую девушку. Да и бойфренд у нее имеется, и несколько профессий, и дом с обстановкой.
Что представляет собой современная кукла? Все, что было за всю историю человека, и сразу. У нас огромный выбор, чем порадовать своих детей или даже себя. Доступны примитивные деревянные или глиняные эко-игрушки, тканевые куклы, шарнирные, роскошные авторские Пандоры, пупсики и взрослые, механические и электронные. Остается только выбрать по душе.
Куклам придали максимально реалистичный вид, научили двигаться, даже разговаривать. Казалось бы, что дальше? Дальше, разрабатываются куклы, умеющие то, что присуще только человеку – думать. Уже есть прототипы Барби, которая может не только разговаривать с ребенком, но и сохранять через Wi-Fi диалоги в «облако», чтобы развивать навыки общения.
Сложно предположить, какие игрушки будут популярны через несколько десятков лет, но не вызывает сомнений, что кукла всегда живет и совершенствуется вместе с человеком, отражая его отношение к себе и окружающему миру.
Источники (эти и другие вдохновившие ресурсы):
http://www.liveinternet.ru/users/oksgurbanova/post301604844/
http://babiki.ru/blog/interesting/23337.html
http://www.menestrel.ru/puppets/first_puppet/
http://www.liveinternet.ru/users/3871526/post178065807/
http://doll-art-bjd.livejournal.com/29224.html
http://babiki.ru/blog/interesting/53564.html
http://www.mafrance.ru/teatr/zolotoj-vek-francuzskoj-kukly/
http://mylitta.ru/425-pandora-dolls.html
http://www.mstone.ru/tech/531/
http://otvet.mail.ru/question/15724914
Ольга Холодкова