«Остановись мгновенье, ты прекрасно», – эту фразу можно смело записывать, как девиз любого художника. С древних времен человек, обладающий утонченным восприятием реальности, стремился зафиксировать то, что трогало его больше всего: потрясающей красоты пейзажи, цветы и порхающих над ними бабочек, диких животных, лица дорогих ему людей. Были изобретены сотни видов красок и способов их нанесения. Но рисование было, есть и будет процессом долгим, а так хочется получить изображение здесь и сейчас, не упустив ни одной из понравившихся деталей.

И, хоть технологии вплоть до XIX века не позволяли даже приблизиться к фото в современном понимании, изобретатели все же стремились познать тайны управления светом.

Другой мир сквозь замочную скважину

Если солнечным днем затянуть окна черной непрозрачной пленкой и проделать дырочку размером с монетку, то на противоположной стене появится изображение того, что происходит за окном. Картинка будет нечеткой и перевернутой, но именно этот принцип лег в основу современной фотографии.

Еще в V веке до н.э. китайский философ Ми Ти описывал возникновение изображения на стене в темной комнате, есть упоминания об этом и у Аристотеля. Феномен получил название «камера обскура», что в переводе с латыни означает буквально «темная комната».

камера обскура2

камера обскура3

Уже в X веке камера обскура получила практическое применение. Арабский математик Алхазен из Басры, изучавший принципы оптики, наблюдал таким образом за солнечными затмениями. Немногим позже, люди искусства тоже стали использовать «пойманный свет».

Слуга художника

После того, как в 1611 года Иоганн Кеплер изобрел теорию линз, стало возможным применять принцип камеры обскура для рисования с натуры. Небольшое передвижное помещение, в которое художник забирался через люк, внутри, на одной из стен – маленькое отверстие с линзой, у основания другой — зеркало. В погожий солнечный денек на противоположной от линзы стене такого строения появлялось изображение пейзажа, а мастеру оставалось только обвести его.
А еще позже, в 1685 году появилась портативная камера обскура, в которой зеркало располагалось под углом 45 градусов. Изображение в ней проецировалось на матовую горизонтальную пластину, и, положив сверху кальку, можно было перенести рисунок на нее. Изобрел ее Иоханн Цан, позже он усовершенствовал модель, сделав ее еще более компактной. Это создало целое направление в портретистике – создание силуэтов. Художник просто обводил контур лица человека и закрашивал его. Так портреты, хоть и примитивные, стали доступны большому количеству небогатых людей.

Пройдет всего около 150 лет, и Француз Нисефор Ньепс с помощью камеры обскура получит первый настоящий отпечаток солнечных лучей. Но это – тема для отдельного разговора…

В музей или в фотостудию?

Все это здорово, а для студентов, сдающих предмет «История фотографии» — так вообще необходимая информация, но зачем знать о камере обскура всем остальным в наш век цифрового фото? История движется по спирали, и фото с помощью такой камеры, или пинхол-фото – это одно из новомодных течений в фотоискусстве.

пинхол снимок

Дело в том, что такие снимки фактически не имеют глубины резкости. То, что расположено в нескольких сантиметрах от камеры, и то, что находится за сотни метров, выглядит абсолютно одинаково резко. К тому же, пинхол лишен неизбежных искажений, которые есть даже у самых современных линз. Кадры получаются мягкими, как будто из сна, и в то же время реалистичными, такими, какими их видит человеческий глаз.

Пинхол-камеру можно собрать дома, «на коленке», с помощью коробка спичек, изоленты и, разумеется, фотопленки. Единственный минус – нужна длинная выдержка, а значит снимать качественно можно только неподвижные объекты. Зато пинхол-фото необычны, и, кажется, продолжают жить, как заключенные в рамки кадра кусочки реальности.

пинхол снимок7

пинхол снимок8

пинхол снимок6

пинхол снимок2

пинхол снимок5

Bastt