Япония – страна, которая удивляет весь мир не только своей древней и захватывающей культурой, историей, современными мегаполисами и инновационными технологиями, но также и необычной молодёжной модой, которая поражает любого туриста, впервые побывавшего в этой стране.
Молодежная мода в Японии зависит от различных субкультур, каждая из которых имеет свой уникальный стиль и мировоззрение.
Японские субкультуры выступают, как и любые контркультуры, против «основной» культуры, системы и ее ценностей, однако каждая из них уникальна и несет сообщение — право на индивидуальность, самовыражение.
И отчасти, как у радикальных хиккикомори — нежелание «вписываться» в японскую и общемировую сверхскоростную индустриализацию, ее порядки и «правильную» жизнь.
В нашей статье мы собрали именно контркультуры. Конечно, есть группы молодых людей, которые называют себя «хипстерами» и других, которые являются скорее модными тусовками по интересам, но не субкультурами.
Одними из самых популярных стилей японских субкультур являются:
- Такенокозоку;
- Янки и Босозоку;
- Ко Гал (Гангуро, Манба);
- Гяру;
- Лолита (и японский бохо-шик, мори-гату: http://estemine.com/muzika/subkultury/japonsky-boho-chick/ );
- Декора;
- Сукебан;
- Рокабилли;
- Хиккикомори;
- Вижуал-кей.
Такенокозоку. Бисер, бантики и свистки
Этот стиль был популярен в 1970-1980-х годах. Модники Такенокозоку предпочитали носить свободную одежду, которая не облегала бы тело, популярным цветом были различные оттенки синего, а также фиолетовый и розовый цвета, часто на ткани изображались иероглифы.
Следует отметить, что на стиль Такенокозоку значительное влияние оказала традиционная японская одежда.
Из обуви модники предпочитали мягкие тапочки, так как в них было удобно танцевать. Также отличительной чертой данного стиля было изобилие аксессуаров.
Модники Такенокозоку предпочитали аксессуары неоновых оттенков, отделанные различными бантиками или бисером, также представители данной культуры всегда носили с собой свистки.
Янки и Босозоку. Любители скорости
Данная субкультура была очень популярная в 1960-х годах. Это были мотоциклисты, которых ещё называли «Кланы Скорости». Эта культура была настолько популярной, что среди поклонников этого стиля стали появляться девушки и женщины, которые впоследствии сформировали субкультуру «Янки».
Модницы Янки носили похожие на плащ халаты, маски, ездили на скутерах или мотоциклах. Ещё одной интересной деталью в их стиле была традиция оборачивать вокруг груди белую ткань.
Гяру (Gyaru). Загар, гламур, сапоги, миниюбка и — да здравствую я!
Главной чертой этого стиля является сильный загар, без которого модницы Гяру ни за что не выйдут на улицу. Кроме того, что девушки очень часто загорают, они обильно используют самые темные оттенки тонального крема.
Ещё одной особенностей данного стиля является любовь модниц к обуви на невероятно высокой подошве.
Девушки Гяру носят мини-юбки и предпочитают обесцвеченные или разноцветные волосы. Макияж они носят очень вычурный: сильно подводят глаза, используют белую или очень светлую помаду и носят линзы голубых оттенков.
Для гяру выпускаются специльные журналы, среди которых наиболее популярными являются, являются Ranzuki, Popteen, Happie Nuts и egg, а также Street Jam и Happie.
Многие люди критикуют Гяру (Gyaru), считая их безответственными, так как девушки часто не заинтересованы в получении работы или даже поиске мужа. Гяру в целом осуждаются за материализм.
Субкультура Гяру появилась в конце 1980х. На сегодня имеет две основных разновидности: ко гару и гангуро. В 80-х девчонок Гяру даже исключали из школы за неподобающий вид.
Источник: Википедия, цитата:
Нынешние гяру, как и их разновидности когяру и гангуро, имеют прозвища «оя о накасэру» (яп. 親を泣かせる, «заставляющие родителей плакать») и «дараку дзёгакусэй» (яп. 堕落女学生, «дегенеративные школьницы») за нарушение традиционных для японок табу и увлечение западными ценностями[3]. Девиз когяру — Биба дзибун!(яп. ビバ自分, «Да здравствую я!»).
Их жизнь вращается вокруг новейших тенденций моды и известных торговых центров, например, в квартале Сибуя — это универмаг «109». Универмаг был открыт в 1979 году, но в 1990-х его владельцем Токю там был произведен ребрендинг, ориентированный на Гяру.
Изначально Гяру вышли из богатых семей, затем в контркультуру стал проникать средний класс и сегодня лук Гяру очень доступен для населения.
Субкультура Gyaru достигла своего пика в начале 2000-х.
С Гяру связана скандальная шумиха в СМИ «эндзё-косай» или оплачиваемых свиданий в 1970-х годах. В каких-то случаях это были просто свидания, в каких-то именно акты проституции.
В опалу тогда попали все Гяру. Однако,»эндзё-косай» — «время девушки и её общество». Здесь нет слов о проституции. Кстати, только очень немногие представители Гяру занимались проституцией, однако это стало известно только через 15-20 лет после шумихи.
Это привело к тому, что Гяру стали милыми только для своих, а пристающим мужчинам «хорошенько показывали когти» и говорили с ними грубо, мужиковато. Вот такой парадокс.
Когяру, Ко Гал, Гангуро (и Манба). Никуда без загара и мобильного телефона
Стиль Ко Гал зародился в 1990-х годах в Токио. Модницы Ко Гал считают своей главной задачей выглядеть как можно моложе, поэтому они обожают носить различные детские аксессуары.
Их изюминкой является школьная форма, белые волосы и очень сильный загар. Также несменным атрибутом представительниц стиля Ко Гал являются высокие носки.
Девушки Ко Гал всегда имеют при себе телефон. Со временем стиль Ко Гал набирал всё большую популярность среди подростков и трансформировался в субкультуру «Hime Gal». Представительницы данного стиля носят ярко-розовые и исключительно брендовые вещи.
Лолита. От цепей до кимоно
Лолита – самый популярный стиль среди японской молодежи, следует отметить, что этот стиль популярен и за пределами Японии. Стиль Лолита имеет несколько ответвлений.
Модницы готического направления носят одежду темных оттенков, девушки-панки предпочитают одежду с оборками и множеством цепей.
Ещё есть так называемые «Сладкие» Лолиты ((甘ロリ ~ ama rori), во внешнем виде которых преобладают нежные пастельные тона, они любят кружева и милые бантики. Также есть модницы, которые носят кимоно, расшитое иероглифами. Их стиль называется «Wa».
Аксессуары же для всех направлений стиля Лолита одинаковы. Девушки любят носить обувь на высокой подошве, обожают различные шляпки, изящные зонтики и гольфы.
Декора. Любительницы ярких вещей и заколок
Декора представляет собой уличный стиль, он отличается яркостью и экстравагантностью. Модницы Декора предпочитают носить разноцветные вещи, используют огромное количество различных аксессуаров, заколок, гребешков. Иногда можно встретить девушек, которые носят разукрашенные марлевые повязки.
Сукебан (Sukeban)
«Суке» означает женщина, и «Бан» означает босса.
Сукебан — настоящие банды девушек, которые сначала собирались для обмена мнениями, а затем стали совершать акты насилия и воровства в магазинах.
Банды сукебан стали появляться в 60-е годы XX века. Они были вдохновлены бандами мужчин, известных как Bancho, которые надеялись в один прекрасный день присоединиться к якудза.
Был довольно широкий диапазон участников для групп Sukeban, но самая большая ОПГ была известена как «Женский Делинквентный Альянс Канто», который включал 20000 девочек.
Конкурирующие группы часто находились в стычках. Девушки Сукебан следуют строгим правилам в пределах своих собственных групп и их нарушение может привести к акту наказания.
Обжечь сигаретой рассматривалось лишь мягким наказанием. Сукебан на улицах всегда видели в их матросских форме. Они носить плиссированные юбки и вышивают свою форму.
Рокабилли
Одеты как гангстеры и стиляги, ярко и дерзко, любят танцевать. В Токио они собираются в Парке Ёёги и танцуют рок-н-ролл! Набриолиненные дерзкие челки вверх, яркие платья из ткани полька-дот, кожаные куртки и разнузданное веселье.
Подробно о луках в стиле рокабилли можно прочитать тут: http://estemine.com/muzika/subkultury/stil-rokabilli-v-odezhde/
Хиккикомори (затворники)
Субкультура хиккикомори зародилась в 70х годах, считается, преимущественно в Японии, однако в индустриальном и постуиндустриальном обществе протест против «мировых» ценностей назрел также повсеместно.
Поэтому представителей этой контркультуры можно встретить по всему миру, но дома. Ряд психологов считает, что хикки надо лечить, они испытывают страх перед жизнью и другие расстройства, что они бегут от реальности.
Однако сами хикки считают, что общество должно измениться, перестать судить людей по внешности, статусу, происхождению, связам и другим аспектам, с которыми рождаются далеко не все.
Что общество должно в первую очередь уважительно относиться к мировоззрению каждого человека и уметь договариваться со всеми, а не пытаться встроить людей в бездушную машину по производству ценностей и перекачке денег.
Хикки намеренно отказываются от ценностей культуры, предпочитая им свои ценности:
- изучение искусства,
- онлайн-игры,
- просмотр фильмов и аниме,
- обсуждение в специальных тредах проблем на анонимных так называемых имиджбордах (форчан, фидонет, двач (тиреч) и в других анонимных досках) и другие.
Хикки поздно ложатся спать (или очень рано).
Они отказываются от потребления ценностей «культуры», но не менее жадно потребляют свои ценности. Они не хуже и не лучше, они просто другие.
Хикки чаще всего находятся на иждивении, но сами тоже подрабатывают и некоторые потом даже социализируются и могут полноценно работать и любить мир, оставаясь верным своим принципам и убеждениям.
Среди субкультуры хикии популярен троллинг. Статья на тему троллинга: http://estemine.com/epokha/mozhno-li-otuchitsya-ot-trollinga/
Читайте также про хикке: http://estemine.com/epokha/subkultury-kuda-delis/
Вижуал Кей
И последнее, но не в последнюю очередь — это тенденция модной субкультуры, которая возникла в 1980-х годах и ее можно наблюдать сегодня. «Вижуал Кей» — субкультура, возникшая на музыкальной почве, на стыке жанров J-Rock, Glam-Rock и др., и в отличие от предыдущих субкультур ее «адепты» в основном мужчины.
Для луков в стиле»Вижуал Кей» характерен макияж, крашеные волосы, а также темная одежда. Некоторые последователи субкульуры пытаются получить андрогинный вид, который может быть привлекательным как мужчин, так и женщин. Подобно Лолитам, «Вижуал Кей» удалось стать популярными за рубежом, в основном, за счет международных выступлений музыкантов.
Известные группы «Вижуал Кей» в настоящее время включают в себя The Gazette, D’espairs Ray или Dir En Grey.
«Кей» используется в качестве термина для типа или классификации на японском языке, поэтому его можно найти в названиях многочисленных субкультур.
Для примера: Фейри Кей одеты в пастельных тонах, а «Мори Кей» или «Мори Гату» (яп. Лес, подробнее: http://estemine.com/muzika/subkultury/japonsky-boho-chick/) ходят в свободной одежде изготовленной из натуральной ткани. Не считая различия в их мировоззрении.
Вместо заключения
Как мы видим, молодежная мода в Японии уникальна.
Каждая субкультура имеет свой собственный, неповторимый стиль, который шокирует, но в тоже время притягивает своей неординарностью.
Японская культура требует от людей, чтобы они строго соответствовали правилам. Тем не менее япония индустриализировалась не больше 100 лет назад от феодального строя, изменения очень тяжело прошли и прозодят для людей.
Каждый аспект жизни человека в Японии предопределен, на все написана инструкция и это трудно для аутсайдеров.
Это может быть одной из причин, почему провокационные и уникальные субкультуры настолько популярны в Токио.
Они позволяют своим «адептам» быть разными, выразить себя по-своему, донести свои ценности.
Люди, принадлежащие к определенной субкультуре часто становятся очень дружны и делятся своими секретами, мечтами и проблемами.
Даже если эти тенденции моды трудно понять, как иностранцам, так и японцам, они являются частью японской культуры, и, таким образом, формируют новое поколение японского народа.
Каково ваше мнение о сумасшедших популярных субкультурах? Не стесняйтесь оставлять свои комментарии внизу.